Общественный антикоррупционный комитет |
О насОтзывы гражданПубликации
Нормативные акты Национальный план противодействия коррупции
Решения законодательных органов
Постановления правительства
Законопроекты
Федеральные законы
Указы Президента
Наши партнерыКонтакты
|
Доклад на круглом столе, организованном фондом «Единство во имя России» и редакцией журнала «Стратегия России» 3 марта 2005 года.11.10.2007 Александр АРИНИН, председатель совета Межрегиональной общественной организации Инструменты противодействия коррупции
Доклад на круглом столе, организованном фондом «Единство во имя России» и редакцией журнала «Стратегия России» 3 марта 2005 года.
В настоящее время коррупция в России, являясь системой общественных отношений, превратилась во всеобъемлющую угрозу национальным интересам и безопасности страны. Поэтому искоренение коррупции является сегодня для Российской Федерации проблемой номер один. Повсеместно делается большое количество заявлений о необходимости борьбы с коррупцией, которые в большинстве случаев носят исключительно декларативный характер и не приводят к результативным действиям. Во многом это обусловлено тем, что до сих пор никто – ни государственная власть, ни общество – по существу не выступал с конкретными, комплексными и конструктивными предложениями по формированию стратегии борьбы с коррупцией. В стране не предпринимались серьезные попытки обобщения мирового опыта борьбы с коррупцией, не изучались гражданские инициативы по этой проблеме. Борьба с коррупцией нерезультативна и потому, что в России отсутствует взаимодействие в антикоррупционной деятельности между исполнительными, законодательными и судебными органами госвласти и институтами гражданского общества. В тоже время в мировой практике накоплен серьезный результативный опыт государств в борьбе с коррупцией. Определенный опыт антикоррупционной деятельности имеется и в России. Это в первую очередь работа государственных институтов власти – ФСБ, МВД, Счетной палаты РФ, Генеральной Прокуратуры. Это и предложения общественных организаций, например, фонда «Индем», а также, в частности, разработанный МОО «Общественный антикоррупционный комитет» проект «Основных направлений общественной и государственной антикоррупционной деятельности в России», инициативы ряда других структур гражданского общества. Совершенно очевидно, что без обобщения опыта и координации действий между всеми заинтересованными силами искоренение в России коррупции как системы общественных отношений невозможно. Успех борьбы с коррупцией во многом зависит от выявления и учета причин и условий, которые ее порождают. Данные причины состоят в неисполнении государственной властью законов, широком развитии теневой экономики, слабости гражданского общества, взяткоемости законодательства. В связи с этим процесс искоренения причин коррупции заключается в строительстве современного демократического, правового государства, эффективной рыночной экономики, формирования сильного гражданского общества, создании условий для развития свободной, созидательной, активной и ответственной личности. Данный процесс должен начаться с исполнения законов. Беззаконие власти – это неисполнение государственной властью своих обязанностей. Беззаконие лишает главный субъект рыночных отношений – малый и средний бизнес – возможности свободного и эффективного развития. Беззаконие лишает личность – главную движущую силу гражданского общества – возможности развивать свои способности, права и свободы. Соблюдение же законов позволяет развивать созидательный потенциал человека, открывает возможности для широкого развития малого и среднего бизнеса, позволяет работать конкуренции, внедрять инновации и наукоемкие технологии. В итоге соблюдение законов создаст благоприятные условия для роста экономики, ликвидации бедности, формирования сильного среднего класса, эффективного государства, конкурентоспособной страны. Чтобы государственная власть добросовестно исполняла законы, общество должно ее постоянно контролировать. Гражданское общество должно осуществлять пристрастный аудит расходования средств налогоплательщиков, работы судов, правоохранительных органов по соблюдению прав и свобод человека. Важнейшим условием такого контроля является информационная прозрачность органов власти. Информационная открытость и прозрачность деятельности государственной власти
Важно подчеркнуть, что в современном мире движущей силой социального прогресса является движение информации. В связи с этим любая система контролируется такой подсистемой, которая обладает большим информационным потенциалом и потребляет при этом наименьшее количество энергии. Информационный обмен в современном обществе способствует формированию новой среды обитания, новых социальных и моральных ценностей, нового образа жизни и новых принципов управления. Информационно закрытые системы сегодня неконкурентоспособны. Поэтому информационная прозрачность – движущая сила общества и власти. Она не только влияет на изменение правил поведения власти, повышая ее ответственность и эффективность работы на благо общества, но и способствует качественному изменению самого общества. В тех странах, где люди имеют полноценную информацию о деятельности власти, нет коррупции, а государство соблюдает законы, то есть права и свободы человека, работает ответственно и эффективно на общее благо. С другой стороны, именно закрытость, утаивание правды, монополия на информацию есть основное оружие бюрократии, с помощью которого она пытается навязать обществу свою волю, оставаясь при этом без контроля. Следствием является ее безответственность, беззаконие, коррумпированность, некомпетентность и недееспособность в служении людям. Вот почему такие успешные страны, как Финляндия, Дания, Исландия, Новая Зеландия, где, по данным «Трансперенси Интернешнл», практически нет коррупции, занимают первые места по уровню свободы прессы в рейтингах международной организации журналистов «Репортеры без границ». В то же время самые коррумпированные страны занимают последние места в рейтинге свободы прессы. В 2004 г., например, Россия занимала по этому рейтингу 140 место из 167 стран. Информационная прозрачность, таким образом, модернизирует страну, создает условия для роста ее конкурентоспособности, укрепления государства, гражданского общества, а в конечном итоге, искоренения коррупции. Задача гражданского общества состоит в том, чтобы ускорить этот процесс. В связи с этим МОО «Общественный антикоррупционный комитет» разработал законопроект «О гарантиях предоставления информации о деятельности и решениях государственных органов и органов местного самоуправления». Цель законопроекта – установить правовые процедуры общественного контроля над деятельностью органов госвласти и органов местного самоуправления посредством обеспечения открытости, информационной прозрачности их деятельности. Действие закона должно распространяться на исполнительную, законодательную, судебную, власть, другие государственные органы, а также органы местного самоуправления и их должностных лиц в целях усиления их подотчетности гражданскому обществу. Законопроект устанавливает такие основные принципы реализации права на информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления как: общедоступность и открытость информации; обеспечение безопасности личности, общества и государства; систематическое информирование о деятельности госорганов и органов местного самоуправления о предлагаемых или принятых решениях; обеспечение права на поиск, получение и передачу бесплатной информации; предоставление достоверной информации; защита права на информацию; осуществление гражданским обществом контроля над деятельностью указанных выше органов власти. Иначе говоря, в стране не должно быть ни для кого монополии на информацию. Информация только тогда обретает общественную пользу, когда она открыта для всех, сокрытие правды наносит обществу вред. Доступ к информации органов госвласти нельзя делать платным. Наконец, информация должна быть полной, исчерпывающей и постоянно обновляемой. Законопроект закрепляет гарантии реализации права на информацию, определяет порядок ограничения доступа к информации, устанавливает порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением информации. Определяет способы получения официальной информации. В частности, путем опубликования информации на сайтах государственного органа, органа местного самоуправления в сети Интернет, опубликования в средствах массовой информации, обеспечения непосредственного доступа к документам и материалам, а также к заседаниям соответствующих органов, предоставления документов и материалов на основании запроса. Законопроект вводит порядок опубликования официальной информации, информации о текущей деятельности, принимаемых решениях и официальных событиях. Закрепляются нормы, стимулирующие распространение официальной информации в негосударственных СМИ. Устанавливаются конкретные процедуры непосредственного доступа к документам и материалам госорганов и органов местного самоуправления. Принципиально важным в данных правовых процедурах является обеспечение доступа к информации на основе технологий сети Интернет. Впервые в законодательстве устанавливается, что все властные учреждения обязаны сообщать для всеобщего сведения полную информацию о своей деятельности за исключением секретной, перечень которой определен в этом законопроекте. Все принимаемые органами исполнительной, законодательной и судебной власти и органами местного самоуправления решения, в том числе коллегиальные, должны иметь автора, то есть ответственное лицо, которое эти решения подготовило. Это является условием повышения ответственности и компетентности государственных и муниципальных служащий, судей, депутатов, работников правоохранительных органов. Все принимаемые органами власти решения вступают в силу только после опубликования, размещения их в Интернете и соответствующих информационных источниках. Обнародование сведений федеральными и региональными органами исполнительной власти об исполнении бюджета, о реализации целевых программ, об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и условиях их проведения, безусловно, будет способствовать повышению ответственности и компетентности работы госслужащих, устранению причин и условий коррупции. Раскрытие содержания всевозможных распоряжений, инструкций, экспертиз на поставку товаров поможет изжить лоббизм коррумпированных чиновников. Обнародование информации о размере и источниках предоставления иностранной помощи, о международных организациях, с которыми сотрудничают исполнительные органы власти, позволят защитить граждан от теневых финансовых махинаций. Полная публикация с помощью Интернета не только всех принятых законодательных и нормативных актов, но и их проектов, принятых и вносимых поправок, актов, обжалованных в суде и отмененных судом, будет препятствовать уводу в тень законотворческой деятельности исполнительной власти. Обнародование всех отзывов должностных лиц на законодательные инициативы поможет обнаружить механизмы лоббизма, который зачастую выходит за рамки правового поля. Принципиально важным в подготовке законопроектов исполнительной властью является введение практики служебной антикоррупционной экспертизы в министерстве юстиции, результаты которой также должны публиковаться. Особенно важно обеспечение прозрачности и открытости в связи с инициативами о новом порядке избрания губернаторов. Существует такая точка зрения, что новая система выборов руководителей регионов депутатами региональных законодательных собраний по представлению Президента России еще больше усилит коррупцию. Многие опасаются, что при этой системе лоббистские группировки будут предлагать свои кандидатуры, их выбор будет непубличным, фактически назначенные таким образом руководители регионов будут работать на интересы выдвинувших их лоббистских группировок, а не на государство и его граждан. Отсюда делается вывод, что «назначенные» руководители регионов будут всю ответственность за свои действия перекладывать на Президента России, ответственности перед гражданами у них не будет никакой. Чтобы этого не произошло, необходимо всю деятельность высших должностных лиц регионов сделать информационно прозрачной, а следовательно, подконтрольной обществу. И тогда уже не важно, лоббистские группировки привели к власти того или иного руководителя региона, избран он с подачи Президента России депутатами регионов или на прямых выборах всеми гражданами. Принципиально важно, что граждане будут иметь возможность контролировать деятельность высшего должностного лица субъекта федерации постоянно, а не раз в 4-5 лет во время выборов. Тем самым во многом снимается проблема коррупции. Доступной и прозрачной должна быть деятельность законодательной власти. Федеральный парламент, законодательные собрания субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления должны размещать на своих сайтах не только все принятые законодательные акты, но и их проекты, принятые и внесенные поправки, постановления, а также все отзывы должностных лиц исполнительной власти на законодательные инициативы. Необходимо размещать и информацию о поименном голосовании депутатов. В этом случае будет видна деятельность каждого депутата, и, следовательно, четко определена его персональная ответственность за принимаемые решения. Ответственной может быть только та деятельность, которая информационно открыта, а значит, предметна и видима. Информационная прозрачность законодательного процесса позволит снизить степень отчуждения между властью и гражданами, повысить ответственность депутатов федерального и регионального уровней и представительных органов местного самоуправления за качество и эффективность законотворчества. Как результат, информационная прозрачность позволит предотвратить появление законодательства, порождающего коррупцию, добиться, чтобы юридические нормы и правила устанавливались в интересах человека и благополучия общества, были ясными и недвусмысленными, способствовали формированию эффективной и конкурентоспособной экономики, служили процветанию России. Чрезвычайно важное значение имеет информационная прозрачность для эффективной работы судов. В нашей стране суд во многих случаях пока не стал ни скорым, ни правым, ни справедливым. Установление прозрачности в деятельности судов позволит во многом решить эти проблемы. Для этого все судебные органы различных уровней должны полностью размещать на своих сайтах открытые материалы судебных заседаний, судебные решения и постановления. Информационная открытость будет содействовать обеспечению подлинного равенства всех перед законом и судом и повышению ответственности и компетентности судей. Именно информационная прозрачность, устанавливающая общественный контроль, а не только повышение зарплаты судьям и обеспечение их неприкосновенности, будет способствовать справедливости и эффективности всей судебной системы, освобождению ее от коррупции и зависимости от исполнительной власти. Ибо в процесс общественного контроля над деятельностью судов обязательно включатся различные институты гражданского общества – общественные объединения юристов, средства массовой информации, правозащитные организации, союзы предпринимателей, профсоюзы, партии и общественные структуры. Важно подчеркнуть, что прозрачность суда обусловит компетентность и ответственность милиции, прокуратуры, спецслужб. Именно это является принципиальным фактором в деятельности судебной системы и правоохранительных органов. Принятие данного законопроекта с одной стороны создаст качественно новые правовые условия деятельности государства и общества, установив повседневный общественный контроль над государственными институтами. С другой стороны – процесс осуществления общественного контроля посредством прозрачности деятельности власти модернизирует само гражданское общество. Проведение институциональных преобразований Модернизация судебной власти и правоохранительных органов Фундаментом модернизации судебной власти и правоохранительных органов является информационная прозрачность деятельности судов, прокуратуры, милиции. Данный процесс связан также с повышением правовой культуры общества, модернизацией и стабилизацией законодательства, качественной подготовкой юридических кадров, структурными преобразованиями правоохранительной системы в целом. Совершенствование правоохранительной системы в целом заключается в устранении необоснованного дублирования функций и полномочий в деятельности правоохранительных органов, в существенном повышении заработной платы ее работников при одновременной оптимизации их численности, а также в росте уровня технического обеспечения. В условиях глобальных мировых вызовов терроризма российским правоохранительным органам следует глубоко интегрироваться в международные антикриминальные и антитеррористические организации. Административная реформа Ее цель – создать систему госвласти, которая ответственно, компетентно и эффективно служит людям. Для проведения административной реформы необходимо, во-первых, модернизировать государственную службу. Во-вторых, следует разделить функции ведомств по принципу правоустанавливающих, правоприменительных, надзорных, оказания услуг. В-третьих, надо оптимизировать и модернизировать исполнение государственных функций. Вся деятельность госслужбы должна быть прозрачной для гражданского общества. Это позволит ему установить публичный контроль над ее деятельностью. Именно в этом должен состоять основной смысл модернизации государственной службы. Общественный контроль позволит предупреждать, выявлять и устранять обстоятельства, которые способствуют коррупции и злоупотреблениям на госслужбе. Общественный контроль над деятельностью государственных органов и госслужащих позволит одновременно повысить качество и эффективность их работы. Все эти преобразования должны способствовать повышению эффективности деятельности государственных органов и государственных служащих. Критерием здесь служит удовлетворенность потребителей услугами. Чиновник должен служить гражданам – вот требование общества. Реформа естественный монополий Финансы структуроообразующих компаний – «Газпрома», РАО «ЕЭС», АО «Российские железные дороги» остаются крайне непрозрачными не только для внешних наблюдателей, но и для совладельцев-акционеров. Это касается как издержек, так и финансовых потоков, анализ которых затруднен сложной и во многом запутанной системой внутреннего учета, перекрестным субсидированием, большим количеством дочерних и аффилированых структур, непрофильных активов. Многое остается неясным и в части мотивов принимаемых инновационных решений. В то же самое время происходит постоянное давление со стороны этих монополий, направленное на регулярное и значительное повышение цен и тарифов на их продукцию услуги. В связи с этим внедрение финансовой и административной прозрачности в работу естественных монополий позволит оздоровить их финансовое состояние, навести порядок в их финансовой отчетности, отсечь структуры, которые заняты коррупционной деятельностью. Обстановка финансовой и административно-управленческой прозрачности позволит затем заняться реструктуризацией РАО «ЕЭС», «Газпрома», «РЖД», «Связьинвеста» и т.д. Только гласность и открытость деятельности российских монопольных гигантов станет условием их разукрупнения и частичной приватизации. Разделение сектора, в рамках которого будет сохраняться государственная монополия, и секторов, в которых будет поощряться частная конкуренция, должно быть проведено на первом этапе реформ уполномоченным специальным правительственным органом на основе четко определенных критериев и при публичном контроле Государственной думы и Совета Федерации. Приватизация активов в этих секторах должна проводиться гласно и на конкурсной основе независимой государственной структурой на основе специальных законов, которые должно принять Федеральное Собрание. Реформа Жилищно-коммунального хозяйства В реформе ЖКХ, так же как и в реформах естественных монополий, первоочередным шагом должно быть обеспечение прозрачности этой сферы. Это позволит обществу контролировать и вести анализ функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Следствием общественного контроля станет неизбежная ликвидация бизнес-структур, паразитирующих на объектах ЖКХ. Следующий шаг – отмена любых льгот для коммерческих организаций, оказывающих коммунальные услуги населению. Это должно быть обязательным условием лицензирования подобных организаций, так как они эксплуатируют теневые отношения в этой сфере услуг. Необходимо также формирование системы учета реальных объемов потребляемых населением услуг, определение минимального набора услуг, при отсутствии которого не может взиматься плата за коммунальные услуги. Прозрачность деятельности ЖКХ, таким образом, является основой всей реформы, суть которой в ликвидации причин коррупции, теневых отношений в этой сфере. Налоговая реформа Настоящая налоговая реформа в современных условиях – это система мер, которые обеспечивают для налогоплательщика открытость и прозрачность всех форм налогообложения. Необходимо создать эффективные антистимулы для неплательщиков, вплоть до фактического блокирования их предпринимательской активности. Следует способствовать снижению налогового бремени до оптимального уровня. Налоговая система должна стимулировать создание новых рабочих мест, новых производств, малого и среднего бизнеса. Одним из главных условий налоговой реформы является повышение эффективности налоговых служб, искоренение коррупции в их рядах. Решить эти проблемы возможно только в условиях гласности и открытости их деятельности. Реформа финансового сектора Важной сферой, где существующие институты требуют срочных усилий со стороны государства по искоренению условий для коррупции, является финансовый сектор. В этой сфере необходимо быстрее добиваться большей прозрачности кредитных учреждений, включая перевод их на международную систему финансовой отчетности в бухгалтерском учете. Следует раскрывать информацию о структуре собственности, о владельцах банков, открытой оценки капитала. Это будет способствовать устранению теневых финансовых операций в банковском секторе. Между тем в настоящее время в Москве функционирует 700 банков, а в Нью-Йорке – центре финансового мира – только 60. О чем говорит это сопоставление кол-ва банков? Только об одном – об отмывании банками в Москве «грязных» денег. Необходимо вносить в законодательство требования о четко определенной ответственности владельцев за обязательства их кредитных учреждений, начать работу по сбору информации о кредитной истории заемщиков. Принципиально важно работать по восстановлению доверия вкладчиков к банковской системе, в том числе и ведя отбор банков для включения в систему гарантирования вкладов населения. Между тем многие частные банки не умеют, да и не желают трудиться для достижения такого доверия. Поэтому люди в этих условиях выбирают крупные государственные банки для хранения своих сбережений. Частным банкам, чтобы выстоять в конкурентной борьбе, придется радикально улучшать свое корпоративное управление и следовать принципам открытости и прозрачности. Противодействие коррупционным нормам права
Главным фактором противодействия коррупционным нормам права является гласность. Вместе с тем государство имеет возможность не допускать принятие подобных норм права. Решающую роль здесь может играть правовая антикоррупционная экспертиза законопроектов в период их разработки и обсуждения. Данная экспертиза может осуществляться специальными антикоррупционными комиссиями в Государственной думе и Совете Федерации. В случае, если законопроекты готовятся Правительством Российской Федерации, правовая антикоррупционная экспертиза может проводиться Министерством юстиции России. Антикоррупционная экспертиза представляет собой комплекс мероприятий по выявлению норм права, способных устанавливать такие рамки взаимоотношений между субъектами, которые повышают вероятность их вступления в коррупционные отношения. Высокий уровень коррупции в стране объективно требует от государства проведение обязательной антикоррупционной экспертизы, которая должна стать одной из составных черт законотворческого процесса, наряду с юридической и лингвистической экспертизой в Правительстве Российской Федерации и Федеральном Собрании. В связи с этим следует отметить, что в Государственной думе в этом направлении уже сделаны первые шаги. В 2004 г была создана комиссия по противодействию коррупции, которая ведет мониторинг готовящихся в Государственной думе законопроектов. Таким образом, российская государственная власть, открывая свою деятельность, становясь прозрачной, а, следовательно, подконтрольной обществу, проводя институциональные преобразования, противодействуя коррупционному законодательству, способствует ликвидации причин коррупции. Однако искоренить коррупцию как систему общественных отношений государство способно только в совместной деятельности со структурами и институтами гражданского общества. Без общественного контроля над деятельностью органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, без модернизации самого гражданского общества победить коррупцию невозможно. Гражданское общество и его самоопределение в антикоррупционной деятельности.
Гражданское общество создается людьми как определенная система экономических, политических, правовых, культурных и иных общественных отношений, самостоятельная по отношению к органам государственной власти. Эффективность таких общественных отношений зависит в первую очередь от степени свободы, ответственности и активности граждан, во-вторых, от развитости и эффективности рыночной экономики, и, наконец, от зрелости правовых и демократических институтов государства. С начала 90-х годов в России создаются предпосылки для становления демократического, правового государства, рыночной экономики, но самое главное – начали формироваться социальные слои свободных и инициативных людей, способных ответственно решать свои жизненные задачи, активно и созидательно трудиться. Именно такие самоуправляющиеся, свободные и ответственные личности являются сегодня движущей силой развития гражданского общества в России. Государство является определенным способом организации общества. Оно не существует изолированно от окружающей его общественной среды. Поэтому именно от активности свободных, ответственных людей, их жизненной энергии, уровня гражданской, правовой, политической культуры и образования зависит построение правового, эффективного государства, в котором побеждена коррупция. Поэтому без отстаивания человеком своих личных прав и свобод, в частности, права на достойную жизнь, права на достоинство личности, права на свободу и личную неприкосновенность, невозможно формирование и развитие свободной, ответственной и созидательной личности. Без отстаивания человеком своих экономических прав, как то, право на частную собственность, право на свободу предпринимательской деятельности, на равенство прав конкуренции, невозможно становление малого и среднего бизнеса, формирование эффективной экономики, среднего класса – основы гражданского общества. Без отстаивания человеком своих прав на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, прав на получение информации, нельзя установить общественный контроль над деятельностью власти, который заставит государство исполнять законы и эффективно работать на общее благо. Таким образом, процесс искоренения причин коррупции, то есть неэффективности государства, неразвитости гражданского общества, теневого характера и сырьевой направленности экономики, наконец, взяткоемкого законодательства, начинается сегодня с каждого отдельного человека, его правового и гражданского самоопределения и самовыражения. Борьба с коррупцией есть ни что иное, как борьба граждан за свои права, за ответственную, честную и эффективную государственную власть, а в конечном итоге, за достойную, безопасную, благополучную жизнь. Чтобы достичь данных целей, гражданское общество должно установить общественный контроль над деятельностью государственной власти. Роль СМИ в установлении общественного контроля над деятельностью власти.
Совокупный плюрализм СМИ – множественность автономных средств массовой информации, имеющих доступ к разнообразным источникам информации и отражающих широкий спектр сложившихся в обществе политических, социальных, экономических, культурных и иных связей – является наиболее эффективным контрольным инструментом общества. Именно совокупный плюрализм СМИ обеспечивает реализацию прав на свободу слова, получения, передачи, производства и распространения информации. Поэтому данный институт гражданского общества может и должен проводить общественные антикоррупционные дискуссии, освещать антикоррупционные действия государства и общества, проводить собственные антикоррупционные расследования, показывать и публиковать факты коррупции. Для полноценной борьбы с коррупцией средства массовой информации должны сделать серьезным шаг к дальнейшему освобождению от опеки государства. Разгосударствление СМИ должно идти на уровне как федерального центра, так и регионов. Центральной власти нет нужды иметь более одного контролируемого ею телеканала, максимально охватывающего территорию страны. Один или два центральных телеканала могут быть преобразованы в общественное телевидение. Остальные центральные телевизионные каналы могут быть приватизированы. Тот же процесс целесообразно осуществить и в сфере радиовещания. Крайне важно постепенно вывести телерадиовещание из-под прямого или косвенного контроля региональных и местных властей. Нет никакой необходимости в том, чтобы какие бы то ни было печатные СМИ, как федеральные, так и региональные и местные (кроме чисто служебных вестников и армейской печати) находились во владении, прямом или косвенном, любых органов власти. Запрет на такое владение целесообразно установить законодательно. Наконец, все типографии страны должны быть приватизированы и акционированы безо всякого участия государственных структур. Данный процесс, очевидно, будет идти эволюционным путем, а не в режиме одномоментной акции. Скорость осуществления данных преобразований будет зависеть от политической воли высших должностных лиц федерального центра и регионов, правовой, политической и гражданской культуры общества, обретения СМИ финансово-экономической самодостаточности. Выполнения последней задачи возможно только при условии цивилизованной конкуренции на рынке масс-медиа. К формированию такой конкурентной среды, очевидно, будут приобщаться различные бизнес-группы. СМИ необходимо поставить в строгие условия финансовой ответственности за нарушение законодательства. Кроме того, сами средства массовой информации не должны быть вне критики общества. Только информационная ответственность перед конкурентами и обществом, подкрепленная возможностью судебных штрафов и уголовного наказания способна заставить СМИ самосовершенствоваться. Кроме того, корпоративные объединения в области средств массовой информации сами должны выработать кодекс чести и поведения. Наконец, финансирование СМИ должно быть прозрачным. Это позволит создать в этой сфере систему гражданского контроля. Реализация процесса разгосударствления средств массовой информации, повышение их ответственности перед обществом, прозрачность в финансировании сделает их по-настоящему полноценным институтом гражданского общества, способным сыграть решающую роль в ликвидации коррупции в России. Парламентские расследования
Важной формой общественного контроля над деятельностью Государственной власти являются парламентские расследования. В связи с этим МОО «Общественный антикоррупционный комитет» разработал законопроект «О парламентских расследованиях». Его цель установить общественный контроль над деятельностью органов госвласти посредством проведения парламентских расследований обстоятельств и причин негативных событий, имеющих общественную значимость. По результатам расследований должны вырабатываться рекомендации относительно ликвидации последствий данных событий, их недопущения впредь и наказания виновных. Цель данного законопроекта состоит также в информировании общества об обстоятельствах и причинах негативных событий. Законопроект устанавливает, какие институты могут быть субъектами парламентских расследований, основания для их проведения, процедуру выдвижения инициативы парламентских расследований. Определяется порядок формирования комиссий, которые образуются Федеральным Собранием, их компетенция и порядок деятельности. В результатах парламентского расследования указываются выявленные комиссией: степень достоверности фактов и событий, послуживших основанием для данного парламентского расследования; причины и обстоятельства фактов и событий, которые стали основанием для данного парламентского расследования; виновные лица, чьи решения, действия или бездействие способствовали наступлению неблагоприятного события, либо не способствовали его предотвращению или предотвращению (уменьшению) тяжелых последствий; лица, признанные комиссий виновными в совершении действий (бездействия), несовместимых со статусом должностного лица государственного органа или государственной организации. В случае, если комиссия выявила или установила достоверность фактов принятия решений, совершения действий или бездействия должностных лиц, не совместимых с их статусом, в выводах комиссии указываются предложения, адресованные соответствующим государственным органам: о привлечении виновных к дисциплинарной, административной или гражданско-правовой ответственности, а также об устранении условий, способствовавших совершению действий, несовместимых со статусом должностного лица федерального государственного органа или государственной организации; об устранении условий, способствовавших наступлению неблагоприятных событий, имеющих общественную значимость. Парламентские расследования проводятся в условиях гласности. Все выводы и решения парламентских расследований публикуются в СМИ и размещаются на соответствующих сайтах в Интернете. Политические партии в борьбе с коррупцией
Серьезную роль в публичном контроле над деятельностью государственной власти могут играть политические партии - один из основных институтов гражданского общества. Однако в настоящее время партии переживают кризис. И не только потому, что теряют свою социальную базу, не там ищут целевые аудитории или ощущают проблемы в партийном менеджменте, но и по той причине, что переживают кризис идей. В этой связи во главу угла стратегий и тактик политических партий может стать борьба с коррупцией, которая сегодня угрожает национальным интересам России. Партии могут быть авангардом в антикоррупционной деятельности. Но, чтобы осуществлять эту деятельность по-настоящему, надо самим стать ответственными и прозрачными. «Недопустимо, когда цивилизованная политическая конкуренция подменяется корыстной борьбой за статусную ренту. Когда финансовая сторона деятельности политических партий по-прежнему скрыта от общественности, когда рынок избирательных технологий и лоббистских услуг ориентируется прежде всего на теневой сектор», - подчеркивалось в Послании Президента России Федеральному Собранию 26 мая 2004 года. Следовательно, чтобы прессинговать государственную власть за коррупцию, партии сами должны стать прозрачными, то есть открыть всю свою финансовую деятельность..Только в этом случае политические партии смогут по-настоящему участвовать в антикоррупционной деятельности. Как то: проводить парламентские расследования, вскрывающие коррупцию; подхватывать журналистские антикоррупционные расследования и поднимать их до уровня политического скандала и отставок должностных лиц; проводить парламентские слушания по антикоррупционным программам, организовывать широкие общественно-политические дискуссии по борьбе с коррупцией; осуществлять антикоррупционные экспертизы законопроектов и уже действующих правовых актов. Важную роль в организации гражданского контроля над деятельностью государственной власти политические партии играют во время избирательных компаний. Именно в острой конкурентной борьбе на выборах, как правило, поднимается проблема коррупции власти. В настоящее время, когда роль партий в избирательном процессе возрастает, необходимо очистить сами выборы. Свободные и честные выборы – основа ответственности, подконтрольности и эффективности власти. Чтобы обеспечить проведение демократических, честных выборов в стране необходимо: Первое – усилить общественный контроль над деятельностью избирательных комиссий, размещая всю информацию о выборах, за подсчетом голосов и публикацией итогов выборов в Интернете и СМИ. Второе – использовать электронную систему подсчета голосов ГАС «Выборы» для искоренения фальсификаций и подтасовок итогов волеизъявления избирателей. Третье – обеспечить предание гласности всех нарушений в период избирательный кампаний. Четвертое – исключить использование так называемого «административного ресурса». Пятое – ужесточить ответственность за нарушение гарантий равенства кандидатов. Шестое – усилить ответственность за фальсификацию итогов выборов, нарушение избирательных прав граждан. Только свободные и честные выборы могут сформировать подлинную власть народа, исходящую от народа и служащую ему. Антикоррупционная деятельность общественных организаций
Общественные организации способны осуществлять исследовательскую работу по изучению коррупции и борьбе с ней, заниматься просветительской антикоррупционной деятельностью. В условиях информационной прозрачности общественные некоммерческие организации могут вести постоянный анализ ситуации в различных сферах общественной жизни на предмет коррупции. Например, сегодня чрезвычайную актуальность приобретает общественный мониторинг деятельности судов, в целом правоохранительной системы. Общественные организации в состоянии компетентно вести мониторинг коррупционной ситуации в системах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и в других сферах. Общественные организации могут использовать и такой серьезный инструмент в антикоррупционной деятельности, как публичное обсуждение законопроектов и важных государственных целевых программ. Между тем, в стране до сих пор не сложилась устойчивая практика общественных обсуждений. Если некоторые законопроекты, имеющие социальное значение, как-то и звучат в СМИ, то целевые федеральные программы готовятся, принимаются и реализуются в полной тишине. Вместе с тем, заказчиками услуг, например, образования, науки, техники являются граждане. Уместно в этой связи привести список федеральных программ, ни одна из которых не стала предметом общественного обсуждения, экспертизы и контроля: «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»; «Развитие образования на 2000-2005 годы»; «Развитие единой образовательной и информационной среды в 2001-2005 годы»; «Интеграция науки и высшего образования России в 2002-2006 годы»; «Молодежь России» (2002-2006 годы); «Электронная Россия»; «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Ни одна из этих программ в обществе широко не обсуждалась, ни на этапе разработки, ни в процессе реализации. По существу налогоплательщики не знают, насколько эффективно расходуются их средства, каков результат данных федеральных программ. Одна из существенных причин такого положения состоит в том, что эти программы готовятся в недрах тех ведомств, которым потом поручается их исполнять. В связи с этим МОО «Общественный антикоррупционный комитет» подготовил законопроект «Об общественном обсуждении». Его цель – установить процедуры общественного контроля над деятельностью Правительства и Федерального Собрания посредством открытого общественного обсуждения законопроектов и важных государственных целевых программ. Основными принципами общественного обсуждения являются всеобщность обсуждения, равенство прав граждан России на участие в обсуждении, свобода и осознанность их волеизъявления, объективность и гласность обсуждения, обязательность рассмотрения и учета поступивших в ходе обсуждения предложений. Законопроект устанавливает предмет общественного обсуждения, вопросы, которые не могут быть вынесены на общественное обсуждение, обстоятельства, исключающие проведение общественного обсуждения. В законопроекте определяются условия общественного обсуждения, его порядок проведения. Общественное обсуждение с самого начала и до своего завершения проходит гласно и открыто. Вся информация о ходе общественного обсуждения публикуется на специальном сайте в сети Интернет. Общественные организации могут использовать в антикоррупционной деятельности и такой важный инструмент, как обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации российские граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления. Однако до сих пор данная конституционная норма не подкреплена законодательно установленными гарантиями соответствующего права граждан. В связи с этим МОО «Общественный антикоррупционный комитет» разработал законопроект «О гарантиях права граждан Российской Федерации на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации». Законопроект закрепляет право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в указанные органы и организации, определяет основные принципы рассмотрения обращений граждан. Законопроект устанавливает виды обращений и особенности их рассмотрения – это петиции граждан, предложения, заявления, жалобы. Определяется порядок рассмотрения обращений граждан, контроль за соблюдением законодательства об обращениях граждан, ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Главное, что закрепляет данный законопроект – это прозрачность деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций в части исполнения своих обязанностей. Правообеспечение процесса обращений граждан, общественных организаций, других институтов гражданского общества позволит вскрыть и предавать гласности факты коррупции должностных лиц, чиновников, милиции, судей, прокуроров, военнослужащих, муниципальных служащих. Наконец, общественные организации способны принимать активное участие в различных антикоррупционных консультативных органах, специальных комиссиях и комитетах, солидарно участвовать в антикоррупционных акциях – митингах, демонстрациях, шествиях, пикетах и т.п. Координация антикоррупционной деятельности государственных и общественных институтов.
Для формирования и реализации эффективной антикоррупционной политики, организации взаимодействия и координации между органами государственной власти и обществом в борьбе с коррупцией представляется актуальным активизировать и придать новое качество работе Совета при Президенте РФ по борьбе с коррупцией. В этих целях в соответствии с Указом Президента РФ от 24 ноября 2003 г. за № 1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе коррупцией» следует сформировать Комиссию по противодействию коррупции. Учитывая, что искоренение коррупции как системы общественных отношений возможно только благодаря совместным усилиям государства и общества, целесообразно в состав Комиссии по противодействию коррупции включить представителей как органов государственной власти, так и гражданского общества. Работа Комиссии по противодействию коррупции, согласно Указу Президента РФ, должна быть сосредоточена на анализе деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также федеральных законов в целях выявления причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции. Выполнение этой работы позволит Комиссии по противодействию коррупции решить целый ряд проблем. Во-первых, выработать комплексные предложения для формирования антикоррупционной политики в России. Во-вторых, организовать координацию и взаимодействие антикоррупционной деятельности государственных и общественных институтов. В-третьих, установить правовые процедуры общественного контроля над деятельностью федеральных и региональных органов госвласти и органов местного самоуправления. В четвертых, организовать разработку проектов законов, направленных на устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции. В-пятых, проводить антикоррупционные экспертизы законов и подзаконных правовых актов. В-шестых, способствовать проведению мониторинга коррупции в Российской Федерации. В-седьмых, привлекать СМИ к формированию в обществе антикоррупционного мировоззрения. В восьмых, поддерживать общественные объединения, занимающиеся антикоррупционной деятельностью. Вся работа Комиссии по противодействию коррупции должны быть публичной и открытой. Это позволит с одной стороны обществу сверять заявленные задачи Совета при Президенте РФ по борьбе с коррупцией с реальными действиями и результатами. С другой – повысить ответственность и компетентность госслужащих, должностных лиц, депутатов, судей, работников милиции в исполнении закона и своих служебных обязанностей. Ключевым фактором деятельности Комиссии по противодействию коррупции будет являться то, что она должна опираться не только на структуры государственной власти, но и на здоровые общественные силы, для которых антикоррупционная деятельность является именно борьбой с коррупцией, а не политической борьбой за власть. Это позволит вывести данную проблему из сферы политической конкуренции в сферу конструктивного сотрудничества. Важным моментом в работе Совета при Президенте РФ по борьбе с коррупцией является формирование экспертной среды по антикоррупционной деятельности в государственных органах власти. С этой целью представляется целесообразным создание специальных экспертных советов и рабочих групп по борьбе с коррупцией при Председателе Правительства РФ; Председателе Совета Федерации; Председателе Счетной Палаты; Председателе Государственной Думы. В перспективе целесообразно создать также комиссию по борьбе с коррупцией в Общественной палате Российской Федерации, задачи которой могут заключаться : - в обеспечении прозрачности деятельности органов госвласти и органов местного самоуправления; - в организации разработки проектов законов направленных на устранение условий, способствующих коррупции; - в осуществлении общественного контроля за проведением институциональных реформ; - в инициировании антикоррупционной экспертизы принятых законов и подзаконных правовых актов; - в организации мониторинга коррупции в Российской Федерации; - в привлечении СМИ к формированию в обществе антикоррупционного мировоззрения; - в поддержке общественных объединений, занимающихся антикоррупционной деятельностью; - в привлечении бизнес-сообщества к участию в антикоррупционной деятельности; Вся работа комиссии в Общественной палате должна быть публичной и открытой. Комиссию по противодействию коррупции в Общественной палате целесообразно создать и на региональном уровне. Это позволит организовать антикоррупционную деятельность общественности в субъектах Российской Федерации на качественно ином уровне. Таким образом, активизация работы Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией позволит качественно усилить антикоррупционную деятельность в стране. Все это вызовет позитивный резонанс в мировом сообществе, поскольку будет продемонстрирована открытость и готовность российской власти решать одну из наиболее острых и сложных проблем. Наступило время, когда социальный заказ на искоренение коррупции как системы общественных отношений сформировался. Искоренить коррупцию – значит создать сильное – правовое и демократическое государство, которое эффективно служит всем нам, российским гражданам. Победить коррупцию – это сформировать конкурентоспособную экономику, преодолеть бедность, повысить благосостояние россиян. Ликвидировать коррупцию – значит утвердить новое качество жизни, социальную стабильность, порядок и справедливость. Устранить коррупцию – это сформировать зрелое гражданское общество, общество свободных, ответственных и созидательных людей. Уничтожить коррупцию – это остановить терроризм в нашей стране, обезопасить жизнь граждан, сохранить целостность и единство России, сделать ее сильной и конкурентоспособной страной в мировом сообществе. |
Дорогие друзья! На протяжении нескольких лет Общественный антикоррупционный комитет работает над установлением в России атмосферы законности и правопорядка через активное сотрудничество с институтами гражданского общества, федеральными и региональными органами власти и силовыми структурами. Коррупция остается одной из ключевых проблем России в течение двух последних десятилетий. За время работы Общественного антикоррупционного комитета к нам обращались представители общественных и правозащитных движений, адвокаты, госслужащие, бизнесмены. Всем им приходилось сталкиваться со злоупотреблениями представителей власти, вымогательством работников силовых структур, нечистоплотными методами ведения бизнеса со стороны конкурентов. |
|
© 2004-2012 Общественный антикоррупционный комитет.
|
|