Общественный антикоррупционный комитет

О насНаши новостиКоррупция в Министерстве обороны РФ ПубликацииКонтактыБорьба с рейдерством

Рейдерство, как правило, делят на три вида: «черное» рейдерство – использование исключительно незаконных действий для установления контроля над предприятием; «серое» рейдерство – сочетание квазизаконных и незаконных мер; «белое» рейдерство – квазизаконные действия...

Работающее на строительстве нефтепровода в Иркутской области омское ООО «СпецСтройАвангард» обвиняет экс-депутата томского заксобрания и подконтрольные ему компании в попытке рейдерского захвата бизнеса. Подрядчик «Транснефти» считает, что конкуренты намерены парализовать его работу
Налоговые спорыУчастие в конкурсахНормативные актыНаши партнерыОтзывы граждан

В общественный антикоррупционный комиет пришло письмо нижегородского предпринимателя, в котором он рассказывает о своей проблеме, которая была решена с помощью нашей организации.
Опрос
На каком уровне власти коррупция достигает наибольшего размаха?

Во Втором Западном окружном военном суде прокурор запросил 20 лет главному фигуранту дела о хищениях при строительстве в Ново-Огареве

 

Процесс по громкому уголовному делу о хищении 1,2 млрд рублей, которое, по мнению следствия, имело место при строительстве объектов резиденции президента в Ново-Огареве, вступил в завершающую стадию. В ходе прений сторон во Втором Западном окружном военном суде представители прокуратуры потребовали приговорить к 20 годам лишения свободы в колонии строгого режима главного фигуранта — главу холдинговой компании «Форум» миллиардера Дмитрия Михальченко. Еще пятерых подсудимых, включая экс-генерал-лейтенанта ФСО Игоря Васильева, они просили суд приговорить также к длительным срокам.

В прениях сторон трое из четырех прокуроров выступали четыре часа с небольшим перерывом. Свою речь они начали с того, что дело «выделяется из рядов обычных дел», так как ряд подсудимых были сотрудниками ФСО. Он должны были «беспрекословно выполнять обязанности в интересах службы» и не допускать действий, причинивших ущерб их чести и достоинству и ФСО в целом. Однако вместо этого преступили закон.

Повышенный коэффициент

Прокуроры сочли доказанной версию следствия о том, что глава холдинговой компании «Форум» миллиардер Дмитрий Михальченко в 2011 году создал преступное сообщество. Оно в 2014-2015 годах похитило 1 млрд 267 млн рублей в ходе реализации госконтракта по строительству ряда объектов резиденции президента в Ново-Огареве. Это была часть аванса, выплаченного ФГУП «Атэкс» в рамках заключенного с ФСО госконтракта на строительство дома приемов, гостиницы со спортзалом, комендатуры, гаража, ангара для хранения парковой техники, контрольно-пропускного пункта и других объектов Огарева-53 (именно так называется резиденция президента).

По версии обвинения, за счет использования повышенных коэффициентов при строительстве на так называемых закрытых объектах оборудование и материалы закупались по завышенным ценам.

В частности, как заявили прокуроры, была многократно увеличена стоимость оборудования для вентиляции и кондиционирования, а также облицовки дома приемов в Ново-Огареве натуральным гранитом, некоторые материалы заменялись более дешевыми.

По словам гособвинителей, для производства работ Михальченко привлек подконтрольные ему организации, руководители которых согласились перечислять холдинговой компании «Форум» 15% от стоимости контрактов.

Эти деньги, как утверждает обвинение, тратились бизнесменом на строительство порта Бронка под Петербургом. 100% долей ООО «Феникс», которое владело портом, Никулинский суд Москвы в 2021 году изъял в доход государства.

В связке с ФСО

Прокуроры заявили, что бизнесмен был знаком с высокопоставленными работниками ФСО. Это позволяло без проблем осуществлять приемку выполненных работ, а также поставить на должность руководителя ведомственного ФГУП «Атэкс», которому достался госконтаркт, своего человека — Андрея Каминова. Привлечь своих же субподрядчиков не составило труда.

Помимо Дмитрия Михальченко и Андрея Каминова, перед судом предстали еще четверо: экс-руководитель службы инженерно-технического обеспечения (СИТО) ФСО генерал-лейтенант запаса Игорь Васильев, офицер ФСО, начальник одного из отделов СИТО полковник Дмитрий Улитин и двое руководителей компаний-субподрядчиков: бывший генеральный директор компании «Стройфасад» Сергей Литвинов и глава московского представительства фирмы «Климат проф» Борис Мальцев.

Всем им вменили растрату в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ), а Михальченко, Каминову и Литвинову еще и организацию преступного сообщества (ч. 3 ст. 210 УК РФ). Первому следствие отвело роль создателя преступного сообщества, Каминову — руководство структурным подразделением, а Литвинову — участие в нем с использованием должностных полномочий.

Прокуратура сочла вину всех подсудимых доказанной. Причем, по словам прокуроров, на следствии ряд подсудимых фактически дали признательные показания. Так, как заявил руководитель группы гособвинителей прокурор Антуан Богданов, признал вину и изобличил соучастников преступлений, в том числе в хищении бюджетных средств при строительстве Огарева-53, Сергей Литвинов. «Показания Каминова и Мальцева также, по сути, являются признательными», — сказал прокурор.

Однако в суде все фигуранты заявили о своей невиновности. Почему — у прокуроров был ответ на этот вопрос. «Тогда еще не рассеялось чувство вины, и это чувство не было подавлено тщательно проработанной тактикой команды защиты», — заявил один из прокуроров.

Сроки для фигурантов

Самый большой срок — 20 лет лишения свободы — Антуан Богданов потребовал для Дмитрия Михальченко, на два года меньше — 18 лет лишения свободы — он предложил назначить Андрею Каминову. Сергея Литвинова он попросил осудить на 17 лет заключения. Каждому из них прокурор запросил штрафы в 1 млн рублей. Отбывать сроки фигуранты, по мнению прокурора, должны в колонии строгого режима.

Для Бориса Мальцева и Дмитрия Улитина гособвинитель запросил по восемь лет, а для Игоря Васильева — 8,5 года лишения свободы, но в колонии общего режима со штрафами в 800 тысяч рублей.

При этом Васильева обвинитель потребовал лишить звания генерал-лейтенанта запаса, а Улитина — полковника запаса. Примечательно, что последний в ходе процесса находился под подпиской о невыезде, однако после того, как позвонил свидетелю, был арестован.

Из всех подсудимых лишь генерал Васильев ни в ходе следствия, ни процесса не был под стражей, с него взято обязательство о явке. Он сидел за столом рядом с адвокатами.

Поэтому запрошенный срок его явно шокировал, чего нельзя было сказать о Михальченко. Тот, казалось, к выступлению прокуроров был морально готов. У бизнесмена уже есть судимость: в декабре 2018 года Басманный суд Москвы приговорил его к четырем годам и семи месяцам колонии за контрабанду элитного алкоголя. Этот срок предприниматель уже отсидел. В СИЗО он находится с 2016 года. За время следствия и судебных процессов суды изъяли и обратили в доход государства имущество Михальченко на сумму более 5 млрд рублей.

В прениях сторон 7 июня успели выступить также представители потерпевшего, которым по делу признано ФСО. Ее представители выразили солидарную с обвинением позицию о доказанности вины фигурантов. Опираясь на данные проведенной в суде судебно-строительной экспертизы, которая уменьшила ущерб на 64,5 млн рублей, представители ФСО уменьшили заявленный к подсудимым иск до 1 млрд 202 млн рублей. Они просили его удовлетворить.

В поисках черной кошки

Последним высказался защитник главного фигуранта Александр Сапронов. Речь адвоката Дмитрия Михальченко была эмоциональной. «Очень трудно найти в темной комнате черную кошку, особенно если ее нет», — начал он. Адвокат настаивал: обвинение не доказано, а прокуроры «беззастенчиво» прочитали в прениях обвинительное заключение, процитировав показания свидетелей, которые на процессе даже не оглашались. «У меня ощущение, что мы 2,5 года находились в разных местах», — сказал адвокат, назвав обвинительное заключение «фантазиями следствия».

Он призвал суд оправдать подсудимых, апеллируя к «неконкретности, расплывчатости и правовой неопределенности предъявленного подсудимым обвинения». Адвокат утверждал, что отсутствует само событие преступления и никакого преступного сообщества не было.

Адвокат отметил, что, согласно примечаниям к статье 210 УК, вменить ее бизнесменам можно, только если правоохранители докажут, что компания изначально была создана с преступным умыслом для совершения хищений. Ранее защита подсудимых неоднократно ходатайствовала о прекращении дела по этой статье, ссылаясь на то, что учрежденное в 2000 году ФГУП «Атэкс» много лет успешно строило и реставрировало различные государственные объекты (например, здание МИД) и приравнивать к преступным организациям его нельзя.

По мнению защитника, деятельность ФГУП «Атэкс» носила законный характер, работы были выполнены в полном объеме и соответствовали условиям заказчика.

Сапронов напомнил, что в 2019 году Третий окружной военный суд вернул дело прокурору, усмотрев в нем множество нарушений. И хотя это решение потом отменили, вынести по такому делу обвинительный приговор, на его взгляд, невозможно. Защитник отметил, что 20 лет — это чрезмерно суровый срок и за убийство суды часто дают меньше.

В прениях сторон защита планирует выступать еще два дня — 7 и 9 июня. Адвокаты других подсудимых заявили, что также намерены просить оправдать своих подзащитных.

«Завтра в нашем выступлении мы представим факты об отсутствии каких-либо преступлений. Ведь факты продолжают существовать даже тогда, когда в них отказывается верить государственное обвинение», — заявил Business FM адвокат Андрея Каминова Александр Шутков. Он подчеркнул, что его подзащитный никогда не признавал вину и прокуроры неверно интерпретировали его показания. Также на оправдательном приговоре намерен настаивать и защитник Литвинова Григорий Романов. Он отметил, что его клиент не имел отношения к строительству объектов в Ново-Огареве, хотя и подписывал документы: договоры подряда и акты выполненных работ.

После выступления защиты подсудимые скажут последнее слово и суд удалится на вынесение приговора. Его планируется огласить в начале июля.

По данному делу уже были осуждены пятеро фигурантов, которые предпочли признать вину. Четверо из них заключили сделки со следствием и выступили на процессе Михальченко как свидетели. Досудебщики получили от трех до шести лет заключения.

https://www.bfm.ru/news/501741?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

  


Коррупция в Министерстве обороны РФ

Заместителя командующего Ленинградским военным округом генерал-майора Валерия Муминджанова этапировали в Москву для проведения следственных мероприятий и следствие будет добиваться ареста генерала

Дело экс-замминистра обороны Дмитрия Булгакова связано с поставкой армии 9 млн пайков по завышенной цене, ущерб по нему составил 1,3 млрд рублей, считает следствие. На прошлой неделе Булгакова арестовали по уголовному делу «коррупционной направленности»
Актуальные события

Владимир Путин провел очередное заседание Совета при президенте по противодействию коррупции на котором заявил, что необходимо сформировать общественную атмосферу неприятия коррупции. В том числе выстроить надежную систему обратной связи между обществом и властью.
Обращения

Дорогие друзья! На протяжении нескольких лет Общественный антикоррупционный комитет работает над установлением в России атмосферы законности и правопорядка через активное сотрудничество с институтами гражданского общества, федеральными и региональными органами власти и силовыми структурами. Коррупция остается одной из ключевых проблем России в течение двух последних десятилетий. За время работы Общественного антикоррупционного комитета к нам обращались представители общественных и правозащитных движений, адвокаты, госслужащие, бизнесмены. Всем им приходилось сталкиваться со злоупотреблениями представителей власти, вымогательством работников силовых структур, нечистоплотными методами ведения бизнеса со стороны конкурентов.
Интервью

Глава Общественного Антикоррупционного Комитета Антон Беляков рассказал об особенностях борьбы с коррупцией в России и о перспективах протестного движения.

Председатель Общественного антикоррупционного комитета, депутат Госдумы Антон Беляков рассказал о корнях коррупции и реальной ситуации в сфере противодействия ей в интервью газете «Трибуна».
© 2004-2012 Общественный антикоррупционный комитет.